Математика Люшера




Тест Люшера достаточно популярен и хотя некоторые сомневаются в его валидности, все равно его используют в психодиагностике. В этой статье я не буду писать о тестировании и интерпретациях, а напишу о количественных показателях, которые можно использовать в психодиагностике.

Классическими показателями являются «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» (СО) и «Вегетативный коэффициент» (ВК). Но есть и другие показатели о которых будет сказано ниже.

«Суммарное отклонение от аутогенной нормы» (СО)

СО является показателем степени эмоционального дискомфорта, то есть от состояния абсолютного покоя.

Расчет

Для расчета СО необходимо сравнивать порядок мест которые занимают цвета в выборе, с их «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реальным занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Для этой цели удобно пользоваться этой таблицей:

    |   |   |   |   |   |   |   |   |

3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 |
0 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 |
7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |

Вверху пишется выбор цветов, потом каждый цвет из этого выбора отыскивается в первой колонки, а на пересечении линий — соответствующий номер. СО будет суммой всех найденных номеров.

Интерпретации

1) Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕРСЭ, 2004):


Стандартные баллы
1
2
3
4
5
6
7
Диапазон значений СО
0-2
4-6
8-12
14-20
22-26
28-30
32

(1-2 - отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности, 3 - незначительный уровень нервно-психической напряженности, 4 — средний уровень, 5 — повышенный, 6-7 - выраженная непродуктивная нервно-психическая напряженность).

2) Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка (Определение показателя отклонения от аутонормы):

1 уровень (0 – 5,5)
Отсутствие непродуктивной (не связанной с какой-либо полезной деятельностью) напряженности, высокая нервно-психическая устойчивость.
Действия обследуемого целесообразны, экономичны, имеют высокий коэффициент полезного действия. Общий эмоциональный настрой – оптимистичный. Обследуемый верит в свои силы и в целом готов преодолевать препятствия и трудности. Высок уровень волевого самоконтроля, предопределяющего поступки и способствующего развитию личности.
При наличии соответствующей мотивации обследуемый способен интенсивно работать длительное время. В экстремальных ситуациях эффективно мобилизуется, сосредотачивается на выполнении задачи.
2 уровень (5,6 – 11)
Незначительный уровень непродуктивной напряженности, нервно-психическая устойчивость хорошая.
Преобладает установка на активность и действие. Энергоресурсов достаточно для более или менее регулярных «подвигов» в работе, вспышек активности и напряжения, недоступных большинству других людей. Способен свободно управлять своим вниманием. В условиях мотивированной (интересной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и последующим воспроизведением. К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуаций, как правило, выходит с достоинством.
3 уровень (11,1 – 17)
Средний уровень непродуктивной напряженности.
Обследуемый справляется со своими обязанностями в пределах сложившихся в обществе требований. В привычной для него обстановке, имея достаточно времени для переключения, переходит от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого работоспособность надолго снижается. Необходимо относительно четко субъективно разделять время работы и время отдыха.
4 уровень (17,1 – 23)
Повышенный уровень непродуктивной напряженности, сниженная нервно-психическая устойчивость.
Потенциал целесообразной активности снижен, что побуждает насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой самоконтроль, с одной стороны, и сам регулярно истощается. А с другой – не будучи связанным с непосредственным удовлетворением от процесса и результатов деятельности. Дополнительно усиливает психическое переутомление. Интенсивная длительная работа, скорее всего, потребует слишком большого напряжения от нервной системы и психики. При этом производительность работы и качество ее выполнения будут неравноценными в разные периоды времени. Общий эмоциональный тонус: повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность. В стрессовой ситуации вероятно нарушение деятельности.
5 уровень (23,1 – 32)
Выраженная непродуктивная напряженность, низкая нервно-психическая устойчивость.
Высокая утомляемость. Внимание легко отвлекается посторонними вещами, надолго может «застрять» на эмоциональном переживании. В связи с этим поведение непрогнозируемо и субъективно. Отсутствие устойчивой иерархии мотивов делает деятельность испытуемого реактивной и нецеленаправленной. Коммуникативность снижена, ограничена рамками формального общения. Эмоциональный фон может быстро колебаться между восторженно-возбужденным состоянием и подавленностью, раздражительностью и бессилием. Часто испытывает тревогу, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что-либо делать. В экстремальных ситуациях очень низкая надежность.

3) Никифоров Г.С. (ред) Практикум по психологии здоровья - СПб.: Питер, 2005, - 350 с. Серия: «Практикум по психологии»:


Номер стандартного диапазона (балл)
1
2
3
4
5
Границы диапазонов оценок СО
0-5,3
5,4-2,4
12,5-20,0
20,1-25,3
25,4-32,0

4) Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб, 1995:


    Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
    10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
    Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Вегетативный коэффициент (ВК)

«Вегетативный коэффициент» характеризует относительное преобладание влияний симпатической (эрготропный тонус) или парасимпатической (трофотропный тонус) вегетативной нервной системы.
Преобладание эрготропного тонуса (КВ > 1) отражает стремление к затрате энергии, тогда как преобладание трофотропного (КВ < 1) – к ее сбережению, накоплению, потребность в покое.

Расчет

ВК = (18 — К — Ж) / (18 — С — З)

где: К, Ж, С, З — места красного, желтого, синего и зеленого цветов соотвтетсвенно.


Интерпретация

1) Источник: Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕРСЭ, 2004


Стандартные баллы
1
2
3
4
5
6
7
Диапазон значений ВК
0,2 0,3-0,4 0,5-0,8 0,9-1,2 1,3-1,9 2,0-3,1 3,2

1, 2 — истощенность, установка на бездействие. Хроническое переутомление. В связи с этим характерно пассивное реагирование на трудности, неготовность к напряжению и адекватным действиям в стрессовых ситуациях. Необходимы разноплановые и объемные восстановительные мероприятия.
3 — установка на оптимизацию расходования сил. Умеренная потребность в восстановлении и отдыхе. Энергетический потенциал невысок, но вполне достаточен для успешной деятельности в привычных спокойных условиях. В экстремальной ситуации вероятно запаздывание с ориентировкой и принятием решений.
4, 5 — мобилизованность, установка на активное действие. Оптимальная мобилизованность физических и психических ресурсов. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действий.
6, 7 — избыточное возбуждение, суетливость. Уровень возбуждения избыточно высок. Нередки случаи, когда испытуемый что-либо делает не ради самого дела, а лишь для того, чтобы разрядиться. В сложных ситуациях легко формируются лихорадочные реакции: импульсивность, нетерпеливость, снижение эмоционального самоконтроля, необдуманные поступки. В экстремальных ситуациях наиболее вероятна низкая эффективность действий, панические реакции. Необходимы разноплановые релаксирующие и успокаивающие процедуры.

2) Журнал "Наука в олимпийском спорте" № 4 за 2013 г. (ст. 32 - 39).

> 1,80
Затруднения в переносимости нагрузки; необходимость применения волевых усилий спортсменом.
1,0
Пороговый показатель ВК требует повторного определения, если тест проводится не систематически. Для более полной характеристики состояния спортсмена необходимо проследить в динамике, куда по сравнению с 1,0 двигается ВК (снижается или увеличивается)
1,0 — 1,80
Норма (эрготропное реагирование). Состояние спортсмена характеризуется активацией деятельности большинства внутренних органов и функциональных систем под воздействием симпатоадреналиновых влияний. При этом повышается готовность к действию анимальной нервной системы (соматическая – связь с внешним миром) с интенсификацией катаболических процессов в организме.
1,0 — 0,75
Отклонение от нормы (трофотропное реагирование). Необходимость восстановления систем организма спортсмена, направленность на самосохранение, снижение активности, потребность в отдыхе; накопление энергетических запасов, усиление анаболических, ассимиляторных процессов;
активность внутренних органов и систем направлена на поддержание гомеостаза и находится под влиянием вагоинсулярной системы.
0,75 — 0,5
Отклонение от нормы (трофотропное реагирование). Наличие у спортсмена внутриличностных конфликтов, проблем
< 0,5
Отклонение от нормы (трофотропное реагирование). Необходимость более тщательного медико-биологического обследования с привлечением соответствующих специалистов.

3) Никифоров Г.С. (ред) Практикум по психологии здоровья - СПб.: Питер, 2005, - 350 с. Серия: «Практикум по психологии».

Стандартные баллы
1
2
3
4
Границы диапазонов оценок ВК
0,20-0,47
0,48-0,99
1,00-1,50
1,51-5,00

Наибоилее благоприятными для интенсивной и эффективной деятельности считаются значения ВК, располагающиеся в диапазоне 1,0-1,5 балла.

4) Руненко С. Д. Врачебный контроль в фитнесе : монография [Текст] / С. Д. Руненко. – М. : Советский спорт, 2009. – 192 с. : ил.

Если ВК < 1, то это означает установку на минимизацию усилий, неготовность к активной деятельности, причем степень выраженности данной установки составляет некоторый % от максимального уровня.
Если 1 =< ВК =< 1,5, то это означает установку на энергозатраты, действие, наблюдается оптимальный уровень активности с высокой вероятностью успешной деятельности в стрессовой ситуации. Основой данной установки служит оптимальный баланс симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
Если ВК > 1,5, то отмечается перевозбуждение, склонность к лихорадочности или зажатости. Основой данного состояния служит доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы, причем степень выраженности данной установки составляет некоторый % от максимального уровня.
5) Источник: Возможности теста Люшера (8-цветовой вариант) в диагностике характерологических и поведенческих особенностей студентов с различным уровнем физической подготовки - Вестник ОГУ № 12 (118)/декабрь 2010.

Оптимальное значение ВК = 1,2 ед. Значение от 1,8 и выше свидетельствует о затруднениях в переносимости нагрузки, о необходимости волевых усилий. Значение в зоне менее 0,6 говорят о парасимпатикотонии, недовосстановлении или болезненном состоянии. Значение ВК более 1 характеризует внутреннюю готовность к реализации сил в деятельности, менее 1, особенно менее 0,75 – говорит об усталости, склонности к сохранению, накоплению сил.

Дополнительные показатели.

В журнале «Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001, No2 (16)» можно встретить другие показатели (коэффициенты):


Гетерономность:


Г=(Б1+Б4) – (Б2+Б3)
Минимальное значение – (-9,8)
Максимальное значение – (+9,8)
Высокие значения выражают гетерономность, пассивность, склонность к зависимости, спонтанности поведения, сензитивности. Низкие – автономность, активность, инициативность, независимость испытуемого,
его склонность к доминированию, стремление к успеху, к самоутверждению
Концентричность:


К=(Б1+Б2) – (Б3+Б4)
Минимальное значение – (-9,8)
Максимальное значение – (+9,8)
Высокие значения показывают, что испытуемый концентричен, сосредоточен лишь на своих проблемах.
Низкие выражают эксцентричность субъекта, который интересуется окружением как объектом воздействия или источником получения помощи
Баланс личностных свойств:


ЛБ=(Б2+Б4) – (Б1+Б3)
Минимальное значение – (-9,8)
Максимальное значение – (+9,8)
Высокие значения – личность противоречива, неустойчива. Низкие – личностные качества сбалансированы,тобразуют целостный комплекс.
Баланс автономии:


ВБ=(Б3+Б4) – (Б1+Б7)
Минимальное значение – (-9,8)
Максимальное значение – (+9,8)
При высоких значениях преобладают тонус симпатической нервной системы, катаболические обменныетпроцессы. При низких – тонус парасимпатической
нервной системы.
Работоспособность:


Р=Б2+Б3+Б4
Минимальное значение – (+9,1)
Максимальное значение – (+20,9)
При высоких значениях работоспособность повышена
Стрессовое состояние:


С=С1+С2
Минимальное значение – 0
Максимальное значение – (+41,8)
При высоких значениях испытуемый находится в ситуации стресса.


С1=8,1Х1+6,8Х2+6,0Х3, С2=6,0У6+6,8У7+8,1У8,
где Х=1, если места 1, 2, 3 занимают цвета 6, 7, 0.


В противном случае Х=0, если 6, 7, 8 места занимают цвета 1, 2, 3, 4. В противном случае У=0

В этих формулах Б1, Б2 и т. д. - значение цветов, т.е «синего», «зеленого» и т. д., которое зависит от места его расположения:


Позиция
1
2
3
4
5
6
7
8
Значение
8,1
6,8
6,0
5,3
4,7
4,0
3,2
1,9

Коэффициенты по методике Карманова

* Карманов А.А. — «Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера».

а) Энергичность - утомление (вычисляется как разность позиции красного (П3) и зеленого (П2) цветов, причем нумерация идет от хвоста ряда (наиболее предпочитаемому цвету приписывается 8, а наименее - 1));
б) Расслабленность - напряженность (П5-П6);
в) Хладнокровие - стресс (П0-П7);
г) Спокойствие - тревожность (П4-П1);
д) Терпимость - принципиальность (П2-П5);
е) Расположенность - критичность (П4-П0);
ж) Общительность - замкнутость (П3-П7);
з) Конформность - фанатичность (П6-П7);
и) Восхищенность - возмущенность (П3-П0);
к) Синтония - асинтония (П1-П0);
л) Симпатия - антипатия (П1-П7);
м) Любовь - ненависть (П5-П7);
н) Готовность - растерянность (П3-П6);
о) Любопытство - скука (П4-П7);
п) Сытость - голод (П2-П6);
р) Дружелюбие - враждебность (П4-П2).





Там же, представленны формулы количественного выражения параметров через позиции цветов:

НФ=П4+П3+П1-3*П7,
СП=2*П3+П4+П7-2*П2-2*П1,
РТ=2*П4+2*П2+П6-2*П5-2*П0-П3,
где П1 - позиция первого цвета, П2 - второго и т.д. (нумерация позиций цветов начинается от наиболее отвергаемого цвета).

Сырые баллы параметров

НФ
СП
РТ
Станайн
-18 ¦ -15
-23 ¦ -18
-27 ¦ -17
1
-14 ¦ -13
-17 ¦ -16
-16 ¦ -9
2
-12 ¦ -10
-15 ¦ -12
-8 ¦ -4
3
-9 ¦ 0
-11 ¦ -10
-3 ¦ 2
4
1 ¦ 7
-9 ¦ -5
3 ¦ 7
5
8 ¦ 11
-4 ¦ 1
8 ¦ 11
6
12 ¦ 13
2 ¦ 5
12 ¦ 15
7
14
6 ¦ 9
16 ¦ 18
8
15 ¦ 18
10 ¦ 23
19 ¦ 27
9

НФ — настроенность/фрустрированность — отражает меру координированности психических процессов (напряженность побуждения, эмоциональная устойчивость, активность восприятия, самостоятельность мышления и т. д.). Значения больше 5 - Н, меньше — Ф.
СП — спонтанность/полезависимость - отражает активное отношение к ситуации (энергетический уровень, баланс симпатической и парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы, уровень концентрации внимания, и вообще - владения психическими процессами, зависимость-независимость от ситуации, конформность-неконформность). Значения больше 5 — С, меньше — П.
РТ — ригидность/транс - отражает уровень личностной динамики, роста, развития, прогресса человека. Значения больше 5 — Р, меньше — Т.

Коэффициенты по методике Сочивко.

* Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. - М:, ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.

Коэффициент дезадаптированности (Кда):

желтый
синий + черный

В числителе и знаменателе ставятся ранговые места цветов второго выбора согласно инструкции теста Люшера. Как и все вышеприведенные коэффициенты Кда меняется в пределах 0,07 до 2,67.

Низкие значения коэффициента дезадаптации будут свидетельствовать, что эти люди склонны «противиться разрядке», «собирать нервы в кулак» (синий в конце ряда), при этом «надеяться на лучшее будущее» (желтый в начале ряда) и бороться с ограничениями (черный в конце ряда). Высокие значения означают, что такие испытуемые скорее будут «стремиться к покою» (синий в начале ряда), разочаровываться и «терять надежду» (желтый в конце ряда), вплоть до отчаяния и непредсказуемых действий (черный в начале ряда).
Высокий Кда будет, таким образом, свидетельствовать о низкой адаптированности и высокой дезадаптации.

Ккп — коэффициент конструктивности поведения представляет из себя частное от деления рангового места черного цвета на сумму ранговых мест синего и зеленого цветов:

черный
синий + зеленый

Низкие значения коэффициента характерны для людей, переживающих насущную ситуацию как невыносимую, стремящихся уйти от реальности, отрицающих любые компромиссы и конструктивные решения, неспособных к сотрудничеству. Высокие значения Ккп характеризуют человека, склонного к мирному конструктивному разрешению проблем с помощью осторожных действий, направленного на саморазвитие, стремящегося самостоятельно принимать решения с целью упрочения своего положения.

Квн — коэффициент волевой напряженности вычисляется как частное от деления рангового места зеленого цвета на сумму ранговых мест желтого и коричневого цветов:

зеленый
желтый + коричневый

Низкие значения коэффициента свидетельствуют о готовности человека к преодолению трудностей, стремлению к самоутверждению, признанию, для него характерна разборчивость в социальных связях. Высокие значения коэффициента характерны для людей, у которых сила воля и сопротивляемость перегружены, преобладает чувство изнуренности, неспособность принимать решения, возможно появление отчаяния.

Кизб — коэффициент избирательности (или избегания общения) рассчитывается посредством деления рангового места зеленого цвета на сумму ранговых мест желтого и коричневого цветов:

зеленый
серый + черный

При высоких значениях коэффициента человек ощущает себя в безнадежной ситуации, пытается оградить себя от всевозможных проблем и отягощающего его общения, не способен самостоятельно принимать решения. При низких значениях человек оказывает мощное сопротивление внешним воздействиям, хочет чувствовать себя «глубоко вовлеченным», его могут находить даже несколько надоедливым и назойливым.

Ксопр — коэффициент сопротивляемости рассчитывается посредством деления рангового места зеленого цвета на сумму ранговых мест коричневого и черного цветов:

зеленый
коричневый + черный

Низкие значения коэффициента говорят о стремлении к свободному развитию, целеустремленности человека; такие люди не позволяют препятствовать своим намерениям. Высокие значения говорят о перегруженности проблемами, стремлении все забыть, восстановить силы в спокойной обстановке. Человек может испытывать отвращение к самому себе, отказывается от всякого сопротивления.

Кдо — коэффициент дистантности общения вычисляется как частное от деление рангового места синиго цвета на сумму ранговых цветов серого и коричневого цветов:

синий
серый + коричневый

Низкие значения коэффициента свидетельствуют о готовности к общению, установлению глубоких сердечных связей, в крайних формах человек может забывать о естественной дистанции в общении, неоправданно сокращая ее. Высокие оценки Кдо говорят о стремлении человека к уходу от общения, замкнутости, покою.

Кмечт — коэффициент мечтательности вычисляется как частное от деления рангового места желтого цвета на сумму ранговых цветов зеленого и черного:

желтый
зеленый + черный

Низкие оценки характеризуют человека, стремящегося действовать независимо и свободно, надеясь на изменение обстоятельств и лучшее будущее. Однако ему не хватает целеустремленности. Он больше мечтает и надеется, чем реально пытается устроить свое будущее. Высокие оценки свидетельствуют о преобладающем разочаровании, чувстве безнадежности, потери престижа. Такой человек пытается при помощи жесткости и своеволия инсценировать свое превосходство, пытается убедить окружающих в якобы присущей ему самостоятельности и независимости.

Таким образом, высокие значения соответствуют не меньшей, а большей мечтательности, упорному стремлению человека представлять себя не таким как он есть, а таким, каким он себе мнится. При высоких значениях мечтательность как бы выходит за рамки внутренних переживаний и переносится в область реального общения, что делает это общение крайне неконструктивным, а иногда и социально опасным.

Коэффициент чувственно-эстетического отношения к действительности вычисляется как частное от деления рангового места фиолетового цвета на сумму ранговых мест желтого и серого цветов:

фиолетовый
Желтый + серый

Низкие оценки характерны для человека склонного к бегству от насущных проблем в иллюзорный мир, в котором отсутствуют разочарования и все устраивается по его желанию. Пускает в ход сильное личное обаяние, считая, что так легче будет достичь своих целей.
Высокие оценки свойственны людям, сопротивляющимся сложившимся условиям, старающимся сформировать критическое отношение к действительности, в крайних случаях доходящее до высокомерия и подозрительности относительно искренности и надежности отношений с близкими людьми.

Кконф — коэффициент конфликтности вычисляется как частное от деления рангового места черного цвета на сумму ранговых мест
фиолетового и синего цвета:

черный
Фиолетовый + синий

Низкие оценки коэффициента свидетельствуют о недовольстве сложившимися обстоятельствами, склонности во всем винить окружающих, к которым формируется презрительное отношение, все отрицать, надо всем глумиться, не взирая на факты. Высокие оценки указывают на избегание конфликтов, споров и разногласий, ориентацию на личное обаяние во взаимодействиях с людьми, стремление к покою.

Какт — коэффициент активности, характеризующий степень активности жизненной позиции, способность бороться и преодолевать ограничения и препятствия, вычисляется как частное от деления рангового места красного цвета на сумму ранговых мест черного и синего цветов:

Красный
Черный + синий

Низкие оценки характерны для людей, способных развивать значительные усилия в борьбе с ограничениями и запретами в своем стремлении свободно развиваться. Их не удовлетворяет сложившаяся ситуация, выход из которой достигается посредством напряженной деятельности, направленной на достижение личного успеха или приобретение разнообразного опыта. Высокие оценки свидетельствуют о истощении жизненных сил, пассивности жизненной позиции, восприятии себя как жертвы, отказе от борьбы, стремлении к покою в атмосфере доброжелательности и безопасности.

Все вышеперечисленные коэффициенты можно сравнивать с аутогенной нормой:


Кда
Ккп
Квн
Кизб
Ксопр
Кдо
Кмечт
Кчэ
Кконф
Какт
0.15
1.00
0.38
0.20
0.21
0.39
0.18
0.36
0.89
0.08


--------------------------------

Таким образом, тест Люшера превращается в мощный диагностический инструмент, т.к появляется возможность сравнивать и анализировать количественные показатели разных вариантов соотношений цветов. Если принять во внимание, что каждый цвет или группа цветов что-то да значат, то соотношеения цветов вполне показательны.

Это максимум, что мне удалось найти в сети Интернет из открытых источников.

Из программных вариантов теста Люшера я рекомендую вот эту (версия 1990 года). Она позволяет проводить тест в дихотомическом режиме (попарные выборы), что по некоторым данным, дает более правдивые результаты. Программа старенькая, но запустить её можно через DosBox.

--------------------------------
PS.
От себя добавлю, что по аналогии с тестом Сонди (тоже проективный) можно из массы цветовых выборов выбрать самые предпочитаемые цвета, например, из первой 4-ки, а потом самые отвергаемые - 2-я 4-ка. Таким образом получится новый цветовой ряд, который можно истолковать, как ведущие влечения (по аналогии с Сонди). Но это лишь идея, я не психолог :)

Комментарии

  1. Анонимный6/24/2023

    Кто-нибудь вообще проверял их на вшивость? Бред же написан.
    Работоспособность:
    Р=Б2+Б3+Б4
    Минимальное значение – (+9,1)
    Максимальное значение – (+20,9)
    При высоких значениях работоспособность повышена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валидность этого теста не доказана, но меня это мало волнует, т.к упор сделан на "математику". Касательно +9,1 и +20,9, если вы отнимите 9,1, получите привычную шкалу от 0 до 11.8, но и так понятно, что значение 9.1 - это слабое проявление признака, а 20.9 - сильное.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Поиграем на микрокалькуляторе

Погода по барометру