"Лучи добра" или Опыт Рентгена


Попалась мне как-то трубка Рентгена... Ещё в школе на уроках физики я мечтал о том, что бы продемонстрировали работу рентгеновской трубки и трубки Крукса. Рентген, вроде, обычное дело (флюорография), но что-то в нем есть завораживающие. Особенно, когда смотришь на знаменитое фото руки:


На шкафу с приборами стояли эти трубки и я постоянно ими любовался. Но, увы, никаких опытов не ставили. Кстати, сейчас эти трубки запрещены к использованию в школах и, либо пылятся в шкафах, либо просто уничтожаются...  В общем, трубка есть, но была одна проблема - отсутствовал источник питания для этой трубки. Дело в том, что в школьных демонстрационных опытах с трубкой Рентгена используют Индуктор высоковольтный ИВ-100 (катушка Румкорфа) с длиной разряда 100 мм. У меня была такая катушка, но нерабочая (повреждена вторичная обмотка). Я уже писал о попытке её реанимировать (тут), приводил расчеты числа витков и т.д., но мне это не под силу. Поэтому трубка лежала без дела. Единственное, что я мог - проверить целостность (вакуум) трубки посредством подключения ее к источнику Разряд-1 (25 кВ). На удивление, она оказалась рабочей.



Её характеристики следующие (Оборудование физического кабинета: Пособие для учителя / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т методов обучения. - Москва : Учпедгиз, 1958):


Через некоторое время, я раздобыл ещё одну катушку Румкорфа и решил подключить трубку Рентгена.


В этой статье я не буду останавливаться на теоретической части и на том, как это вредно для здоровья. Ещё, нужно учесть, что эта трубка ионная, а не промышленная или медицинская. В случае с промышленной или медицинской трубкой, будьте особо осторожны! Имея такие трубки, я бы их точно не подключал без основательной защиты.


Схема подключения классическая:


Используя катушку Румкорфа, важно правильно определить её полярность. Для этого нужно посмотреть на форму разряда:

В качестве экрана я использовал школьный усиливающий экран для рентгеновской трубки. Опыт нужно делать в полной темноте, т.к. свечение очень слабое. Можно использовать фотоаппарат на длинной выдержке (мой дает максимум 15 с.), а потом чуток обработать фотографии в редакторе (подтянуть уровни). На первом фото фотоаппарат стоял, как бы, за трубкой, поэтому видно единичные артефакты. На последующих фотографиях фотоаппарат стоял, как бы, в поле видимости трубки (сбоку), поэтому и артефактов гораздо больше.






Признаюсь, пальцы кисти я просвечивал, но всего на пару секунд. Удивительное зрелище! Словно, фонариком сквозь пальцы. Фотографию не делал из-за "большой" выдержки - боюсь :)
Единственно, чем я не располагаю - это прибором для замера мощности излучения (дозы). Обычный дозиметр использовать не получится в виду электростатических помех. Поэтому, управлял трубкой на расстоянии и так, чтобы оказаться с обратной стороны излучателя.
Более подробно можно почитать в книге "Физический эксперимент в школе" Т. 3, Часть 1 под редакцией Д. Д. Галанина (1954 г.)., а также посмотреть цикл видео "По стопам Вильгельма Конрада" на канале Айзона - Проект о Радиации - Радиоактивные материалы.
 
Напоследок, немного околорентгеновского юмора:



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Математика Люшера

Поиграем на микрокалькуляторе

Погода по барометру