Съешь этих сладких рогаликов...


Рогалик (roguelike), как ни странно, это не только мучное изделие, а и жанр компьютерных игр. 
Жанр назван по имени прародителя — игры Rogue, разработанной в 1980 году.
Характерными особенностями классического roguelike являются генерируемые случайным образом уровни, пошаговость и необратимость смерти персонажа — в случае его гибели игрок не может загрузить игру и должен начать её заново. Большинство современных игр жанра слились с другими жанрами, сохранив лишь перманентную смерть и похожие на лабиринты уровни, и называются roguelike-like.


В мире огромное количество roguelike игр, но самая известная из них — NetHack. Она представляет собой очень сложный, динамический и непредсказуемый мир лабиринтов, в котором игрок сражается с различными существами, торгует, развивается и продвигается всё ниже, для того, чтобы завладеть Амулетом Йендора.

NetHack — одна из старейших компьютерных игрушек, не просто поддерживаемая разработчиками, но и имеющая активную аудиторию поклонников. Первая версия NetHack увидела свет в 1987 году.

Внимание! Игра не для слабонервных! Нет, не потому, что там везде брызжет кровью, разлетаются во все стороны части тела, звучит загробная фоновая музыка и т.д. Вовсе нет, напротив, там всего этого нет :) Никакого 3D, никаких звуков, только исключительно чистый ASCII в голой и немой текстовой консоли! Формально, NetHack — это фантазийный однопользовательский (с оговорками) мир.

Игра заставляет включать фантазию, что исключительная редкость по нынешним временам. Скриншоты из современных игр легко принять за фотографии, но суперреалистичность графики — не всегда благо. Только фантазия была способна превратить две палки и толстую точку в настольный теннис, а рой смешных мордашек — в космических захватчиков, угрожающих Земле. Фантазия двигала торговлю!

Благодаря отсутствию графики, все ресурсы игры направлены на механику. Она на столько разнообразна и неповторима, что игру можно проходить снова и снова. Собственно, её пройти, в современном понимании этого слова, просто "невозможно" :) Каждый раз встречаются и открываются новые возможности для исследования. Игра - это бесконечное исследование. Есть и графическая версия игры, где каждый символ заменен на пиктограмму (картинку).

NetHack действительно сложна. Как любой истинный рогалик, эта игра беспощадна к ошибкам. Сохраняться можно только при выходе из игры, смерть персонажа безвозвратна (если только не припрятать сохранение). Выбиваешь все двери ногой? Рискуешь получить мощный магический разряд от торговца, в магазин которого, оказывается, вломился. Любишь вычищать весь лут в подземелье? Амулет удушья или неснимаемая повязка на глаза быстро отучат подбирать с пола что попало. Вот тут краткая помощь по игре на русском языке.

Когда герой впервые поднимает какой-то предмет, то знает только его внешние характеристики. Тонкое серебристое кольцо, например. Есть много способов узнать реальные свойства вещи, но проще всего использовать её. К примеру, зелье можно выпить, разбить, окунуть в него какой-нибудь предмет. Представьте, что нашли склянку со светло-зелёным пузырящемся зельем. Запустили им в какого-то тролля — и он стал невидимым! Теперь такие же вещи в инвентаре будут сразу отображаться как "зелье невидимости". А еще теперь за вами гоняется невидимый тролль, удачи. Для каждой новой игры соответствие «внешность вещи — свойства вещи» различается (за некоторыми исключениями). Нигде просто так не будет написано «сапоги левитации», «прóклятый невыбрасываемый тяжеленный валун» или «свиток случайного превращения», вместо этого изначально будет видно «кожаные сапоги», «серый камень» и «неизвестный свиток». Каждый раз придётся заново выяснять свойства на практике. И это весело! Что может быть веселее, чем в разгар битвы необдуманным действием случайно превратиться в чёрного дракона?

Разработчики предусмотрели все, абсолютно все способы использовать и комбинировать разнообразное богатство внутреннего мира. Если наберёте команду «съесть», то игра спросит: «Что съесть?». Не стесняйтесь, попробуйте съесть свои сапоги, кольца, труп поверженного противника и пару камешков в придачу. Нет ничего, что не было бы предусмотрено заранее. Например, можно писáть на полу чем-нибудь, но оставить надпись жезлом отмены не удастся — буквы будут исчезать. Возможности игры безграничны. Можно попробовать сыграть на дуде монстрам-змеям и с удивлением обнаружить, что змей удалось загипнотизировать. Прикосновение кокатрикса превращает героя в камень, но можно в перчатках подобрать тело этого монстра и бить им врагов — они будут каменеть. Если попасть под заклинание полиморфа и превратиться в любого из существующих монстров, тогда все особенности этого монстра тоже можно будет использовать! Например, дышать огнём и откладывать яйца за дракона, перекидываться в волка оборотнем или притвориться предметом за мимика.

В игре можно, даже, заниматься сексом! :) NetHack — первая игра-рогалик, где секс не только есть, но и: 1) стоит того, чтобы им заниматься; 2) несёт в себе определённые риски; 3) может слишком отвлечь от остальной жизни персонажа (одна эльфийская колдунья во время оргии с тремя партнёрами так увлеклась процессом, что умерла с голоду). Даже, написано "как" заниматься сексом (ссылка).

В игре у вас есть домашний питомец, например, кот. Он может вас очень выручить. К примеру, вместо вас он может атаковать противника, может оказать помощь в определении проклятой вещи (если кот станет на вещь, то ее можно смело брать в руки), а может просто красть вещи из магазина :)

Ну, как как говорят играя в эти игры - проигрывать это весело! Например, мой герой умер от пищевого отравления :D


ЗЫ. Я предпочитаю играть в текстовую версию игры :)

-----------------------------------
Ссылки:

1) Официальный сайт игры (скачать тут).
2) NetHackWiki (англ).
3) Русскоязычные статьи об игре.
4) Руководство на русском.
5) Очень хорошая обзорная статья (рус).


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Математика Люшера

Поиграем на микрокалькуляторе

Погода по барометру